HOME

На главную (INDEX)

О влиянии гармоник тракта на воспроизведение звука.

Однажды, впервые плотно столкнувшись со звуком ламповых однотактников, я заметил своеобразный эффект: инструменты в записях резко разделились на живые и электронные. Эффект был настолько сильно выражен, что заставил меня задуматься, чем же отличаются эти инструменты и, что в ламповых усилителях может подчёркивать эту разницу. Вот результат этих размышлений.

Идея проста и изящна :-). Ламповые однотактные усилители без ООС производят большое количество гармоник. Причём их спад от частоты похож на спад обертонов естественных звуков. Однако, известно, что обертона естественных звуков негармоничны. Обертона электронных инструментов чаще всего гармоничны. Очевидно, что обертона и гармоники взаимодействуют. В случае естественных звуков - получаются биения. В случае электронных инструментов биений нет, есть только изменение тембра.

Известно,что биения способствуют "оживлению" звука. Вот такая теория, объясняющая некоторые положительные эффекты присутствия гармоник в спектре ламповых усилителей.

Возможно, что более важно взаимодействие гармоник усилителя и реверберационных реплик обертонов. Чтобы это подтвердить или отвергнуть необходимы дальнейшие экспериментальные исследования. Однако, можно с уверенностью утверждать, что гармоники тракта и обертона естственных звуков взаимодействуют с появлением биений в итоговой звуковой волне.

Вот копия одной из изначальных публикаций в сети:
========================================================================
Message-ID: <3B8CEC8A.89FDCFBF@cityline.ru>
Date: Wed, 29 Aug 2001 17:22:28 +0400
From: Alexei Botov

Alexei Botov wrote:

...Теперь еще раз задвину мысль ..., что эксайтеры и ламповые усилители
оживляют звук
благодаря взаимодействию собственных гармоник (которые строго кратны
основному тону) с гармониками естественных звуков (которые...
действительно живут своей жизнью, по отношению к основному тону).

:) Печатаю медленно:

Возьмем гипотетическую (для простоты объяснения) ноту "естественного"
инструмента. "Назовем" эту ноту 1кГц.

Пусть у нее в какой-то момент будет такой спектр: 1000Гц, 2002Гц,3001Гц.
Амплитуды гармоник пусть убывают 12дБ на гармонику: 0дБ,-12дБ,-24дБ.

Пропустим сигнал этой ноты через искажающее устройство, со следующим спектром
искажений на гармонику:
0дБ,-12дБ,-24дБ.

В результате получаем:
1000Гц - 0дБ
2000Гц плюс 2002Гц -12дБ -биения от двойной амплитуды до нуля
3000Гц плюс 3001Гц - 24дБ -биения от двойной амплитуды до нуля
далее, по-частоте, не рассматриваем, для простоты.

То есть получили биения, которых не было в исходном звуке. Если мы возьмем
электронный инструмент гармоники которого: 1000Гц,2000Гц,3000Гц то никаких
биений не будет. Будет просто изменение тембра.

Теперь откуда все это: приходилось встречаться мне с удивительным явлением при
воспроизведении музыки (при очень нетрадиционных раскладах по технике): вся
запись расслаивалась на "живые"/"неживые" инструменты. И это был не субтильный
эффект. Я был шокирован: удивительный, нигде не документированный эффект
налицо. Надеялся на статьи ИА - там пусто.

Я изложил схематично, потому как, это просто рабочая идея. Все, что я читал
раньше, просто сообщало об изменении тембра при гармонических искажениях
тракта. Однако нигде не было указано, что гармонические искажения могут
выявлять/подчеркивать временную изменчивость спектра звуков и акцентировать
интонирование. А это непосредственно следует из твоего поста и моих рассуждений
(пока, как я предполагаю только в моей голове). Ау, кто-нибудь уловил мысль?
Отзовитесь, пожалуйста!

CU!

==========================================================================

Отзывы, как это всегда бывает, разделились. Отрицательные последовали от людей, которым было лень разбираться в этом, в общем-то, несложном механизме. Положительные, от тех, кто понял мои несложные построения.
© Алексей Ботов. 2001-2007
На главную (INDEX)


Hosted by uCoz